Меню ресторана: разновидность ремесла или жанр искусства?

 Меню ресторана: разновидность ремесла или жанр искусства?

Меню ресторана: разновидность ремесла или жанр искусства?

Когда и где в мире впервые появилось меню?

Археологи утверждают, что это произошло ещё в древнем Египте. Где, вроде бы,  нашли некие подобия меню.  Списки блюд, записанные иероглифами на глиняных табличках, не совсем понятного предназначения. По другой версии, прототипы современных меню появились более 1000 лет назад в Китае. В единственном регионе в мире, где уже тогда существовала бумага. Уже тогда Китай был мировым технологическим лидером 🙂

Более близкое к современному, первое меню с перечислением блюд, появилось во Франции во времена Карла IX. Говорят, что в 1571 году, – разработанное специально для придворного праздника. При Людовике XIV придворные меню имели вид «записочек» – карточек на плотной бумаге с заказами блюд для короля. Блюда на обед, блюда «для удовольствия» и т.д.

Бесценный вклад французов

Само слово «меню» тоже появилось именно во Франции. Оно происходит от латинского minutus (что-то небольшое или краткое). В современных французском и английском языках языке слово minutes всё ещё употребляется для описания подробного списка или резюме любого рода, краткого конспекта или стенограммы встречи и т.д. А слово menu давно отделилось от него и зажило собственной жизнью. Это краткий перечень блюд заведения или мероприятия, с указанием их особенностей. И, чаще всего, цены.

Первые меню коммерческих ресторанов выставлялись для обозрения у входа, записанные мелом на небольшой черной доске (на французском – carte). Таким образом, предлагаемые блюда выбирались а la carte или «согласно досточке». Такие доски сохранились до сих пор. Мы тоже часто пользуемся ими. Для анонсов каких-то новых или специальных блюд, мини-фестивалей и т.д. В современном значении «меню» – это перечень блюд и напитков, предлагаемых гостю ресторана, кафе, бара. Они существуют как в печатном виде, так и в электронном – в Интернете.

“Ласкает глаз, вызывает аппетит и информирует посетителя…”

Признанные лидеры эстетического вкуса, французы завели моду на изысканное художественное оформление меню. Существует занимательная байка о знаменитом французском художнике Пьере Огюсте Ренуаре. Якобы после 35 лет, достигнув зенита славы, он ни разу не заплатил по счёту в ресторане. Потому что его наперебой просили оформить свои меню владельцы лучших парижских ресторанов. И в качестве бонуса к гонорарам бесплатно угощали мастера вкуснейшими обедами и ужинами. А утончённый гурман Анри де Тулуз-Лотрек соглашался оформлять меню только тех заведений, кухню которых сам признавал безупречной. Такие художники как Пикассо, Васнецов, Бенуа также не считали оформление меню для себя чем-то зазорным или «низменным».

Лишь в XIX веке меню стало достоянием не только королей и высокой знати, но и широких слоёв буржуазии. А в ХХ веке, с появлением массового общепита – практически всего населения цивилизованных стран. Меню в узком смысле –  визитная карточка заведения. Чётко и лаконично определяющая категорию ресторана или кафе и их потенциальных посетителей. А в широком смысле, под словом «меню» подразумевают всю совокупность самих блюд и напитков заведения. Знаменитый ресторатор Фернан Пуан (1897-1955), основатель современной французской кухни, дал четкое и ёмкое определение, для чего нужно ресторанное меню. Оно ласкает глаз, вызывает аппетит и информирует посетителя о том, какие траты ему предстоят.

Фирменный стиль «Кухмистра»

Меню нашего ресторана за 12 с лишним лет также прошло значительный путь эволюции. Старожилы, наверное, ещё помнят первые меню «Кухмистра». Отпечатанные «старинным» шрифтом на плотной «крафтовой» бумаге листы, вложенные в папки с файлами. Такая наивная стилизация под XIX век.  Затем постепенно мы перешли к цветной печати на мелованной бумаге. Прежде всего, из-за необходимости размещения фото блюд. Сначала только выборочных. Потом начали проектировать меню как полноценные полиграфические малотиражные издания. В настоящее время в них помещены художественные фото всех блюд и оригинальных напитков. А обложка и многие элементы оформления – результаты труда талантливых молодых художников. В последний передковидный год (2019) у нас, кроме русско-белорусской и английской версий меню, появилась ешё и китайская. Своеобразный символический возврат к китайским прототипам 1000-летней давности 🙂

А в Интернете, современные требования SEO и запросы потребителей побудили нас оформить описание каждого отдельного блюда или напитка – в виде самостоятельной интернет-страницы. И многие из них – это настоящие миниатюрные статьи, с кратким описанием истории и культурного смысла блюд. Совокупность которых, пожалуй, можно назвать кулинарной энциклопедией Беларуси и Литвы. Мы ведь больше, чем просто ресторан: мы возвращаем стране утраченную национальную кухню, её связь с культурой в широком смысле, с историей страны. И нам, конечно, очень приятно, когда мы узнаём из отзывов, что многие гости очень ценят наш основательный и креативный подход к меню. Надеемся, что присоединитесь к их числу и Вы.