Клёцки «с душами»

Клёцки «с душами»

Клёцки «с душами» (белорусские «Цеппелины») .

Как только у нас его не называют это блюдо! Бульбяныя калдуны, пызы, пэзы, клёцки… В межвоенной Литве большие продолговатые картофельные клёцки с начинкой стали называть “цеппелинами”. Намекая на грозные немецкие дирижабли 1-й Мировой войны. С 1970-х годов, так их стали называть и в Беларуси. А в регионах страны у него есть много разных названий. В приграничьей -«пызы» (иногда «пэзы»). Или же «картаче», то есть «картечь» или «шрапнель», по ассоциации со стрелковыми боеприпасами. «Пызы» часто бывают не продолговатой овальной, а круглой формы, хотя по рецептуре практически те же самые. А на севере и в центральной части Беларуси это блюдо называли клёцкі, клёцкі з душамі. Иногда «колдуны».

Но самое оригинальное белорусское название – именно «клёцкі з душамі». При этом начинка (например, из свиного фарша) выступает символом души, а оболочка (из тёртого варёного картофеля) – тела. Именно так их называют на севере Беларуси, в бывшем древнем Полоцком княжестве, где «клёцкі з душамі» наиболее распространены. Их можно начинять, кроме мяса, ещё и грибами, шкварками, жареным луком. А можно, например, домашним творогом (в который хорошо добавить какую-нибудь зелень, те же мяту или укроп).

Если сварить клёцки правильно, то кроме собственно главного блюда получится ещё и густой картофельный навар. Который можно дополнительно «обогатить» шкварками и зеленью, и есть как суп, деревянной ложкой. Может быть, и мы когда-то рискнём так подавать. Но пока что санстанция возражает 🙂 Впрочем, почти такой же навар, обогащённый жареным луком и шкварками, Вы можете попробовать у нас в виде супа «Тертюха». Но, как правило, только зимой. Раньше только зимой мы готовили и клёцки-цеппелины, но потом их стали регулярно спрашивать и летом.

Подробнее об истории и о символизме этого блюда в белорусской культуре – читайте в нашем блоге. А ещё советуем прочитать замечательное стихотворение народного поэта Беларуси Рыгора Барадулина “Чышчу бульбу” Раскрывающее мистическую связь “душевных клёцек” с миром предков.