Слуцкий пояс в нашем интерьере

Слуцкий пояс в нашем интерьере

Слуцкий пояс в нашем интерьере

Пояс для кунтуша

В августе 2022 г. на стенах нашего первого зала появилось несколько рамок  с разноцветными фрагментами текстиля. Это копии знаменитых слуцких поясов. Слуцкий пояс — необходимый элемент традиционного мужского костюма Великого княжества Литовского. Да и всей Речи Посполитой. Строго говоря, такой пояс назывался «кунтушовым». Так как повязывался поверх кунтуша – парадной верхней одежды шляхтичей. Но в период расцвета моды на так называемый «сарматский строй» одежды именно Слуцкая мануфактура в Беларуси задавала моду. Именно слуцкие пояса считались самыми качественными и стильными из всех. Поэтому и все остальные постепенно стали так называть, в подражание эталону. Стоили пояса очень дорого и были предметом гордости и престижа своих владельцев.

Шляхетская мужская одежда Речи Посполитой (и Венгрии) издавна развивалась под сильным влиянием турецкой и персидской моды. С турками и крымскими татарами приходилось постоянно воевать – но также и многое у них заимствовать. Как, например, обычаи курить трубки или пить кофе. Поэтому белорусские слова «кава» (кофе) и «тытунь» (табак) – турецкого происхождения. Как и названия многих аксессуаров для их употребления. Так же было и с одеждой, да и с оружием. Для западных европейцев польский или литовский шляхтич XVII – XVIII вв. выглядел, — ну, совершеннейшим турком. Такая мода называлась «сарматской». Так как шляхта верила в своё происхождение от древних сарматов, в IV в. н.э. сотрясших Римскую империю.

Слуцкая «персиарня»

Сначала такие пояса, богато украшенные орнаментом и тканые из шёлковых, серебряных и золотых нитей, привозились из Османской империи и Персии. Но в середине XVIII в. польские и литовские магнаты также начали создавать собственные мануфактуры по их производству — «персиарни». Самую знаменитую из них в 1758 г. основал в Слуцке его владелец, великий гетман Литовский Михаил Казимир Радзивилл. Пригласив в качестве главного мастера турецкого подданного Ованеса Маджаранца. Армянина по национальности. Дела нового предприятия быстро пошли в гору. Иностранные мастера через некоторое время обучили и местных – исключительно мужчин. Знаменитое стихотворение Максима Богдановича посвящено «слуцким ткачихам». Но это лишь забавное недоразумение. Работа за станком была тяжела физически, а обучение ей занимало до 7 лет. Женщинам в этой профессии не было места. Считалось даже, что если одна их них дотронется до пояса, то серебряные нити сразу же почернеют.

Длина типичного пояса составляла от 2 до 4,5 метров, а ширина от 30 до 50 см. У них, как правило, не было изнанки – обе стороны были лицевыми. А часто пояса делали четырёхлицевыми! То есть, обе стороны были разделены вдоль на 2 половины. Каждая со своим узором. Их обладатель носил пояс поочередно наружу каждой из 4-х сторон. Создавая впечатление, что в его гардеробе 4 разных пояса. На концах пояса размещали растительный орнамент. С преобладанием сначала восточных узоров, а позже местных. Ромашки, васильки, листья клена или дуба… Отсюда и родилась романтическая легенда Максима Богдановича о «цветке родимом василька». Который, якобы, рука ткачихи (!) выткала случайно, в забытьи, в тоске по оставленному дому.

Закат и возрождение

После разгрома шляхетского восстания 1831 г. российские власти запретили ношение традиционного «сарматского» костюма. Пояса стало невозможным использовать по прямому назначению. И их стали перекраивать на орнаты католических священников и закладки для книг. Или просто хранить в доме как семейную реликвию. Иногда вывешивая на стенах, почти как ручники в крестьянском доме. А слуцкая мануфактура к 1848 закрылась, не имея спроса. Но осталась память и слава слуцких поясов. . Сегодня они считаются национальной гордостью Беларуси и в музеях выставляются на самых почетных местах. А  в 2014 году в Слуцке открыли государственное предприятие по машинному изготовлению копий слуцких поясов. Фрагменты таких копий в рамках мы как раз и приобрели для нашего интерьера. Кстати, сегодня пояса в Слуцке ткут именно женщины! И их всего две – профессия совершенно уникальная. Так что в итоге Максим Богданович не ошибся. Поэтическое пророчество?

Такие знаки верности как уникальная карта ВКЛ или  тематический уголок Ружанского дворца Сапег – очень важны для нас. Слуцкий пояс в нашем интерьере – ещё одна символическая дань национальной культуре.