Ароматы Беларуси: Зубровка

Ароматы Беларуси: Зубровка

Зубровка – самый известный в мирe алкогольный бренд бeлорусского происхождения. Жаль, что бeлорусские права на этот напиток, наиболее обоснованные исторически, хуже всего защищены. Технология изготовления напитка очень проста. Трава зубровка настаивается на 70% спирте, разбавляется водой до стандартной крепости (около 40%), а в каждую бутылку добавляется, в доказательство подлинности, стебель той же самой травы – и всё. Ну, и ещё немного сахара, чтобы сдобрить горечь. Мифология напитка основана на том, что эту траву (Hierochloë odorata) – любят поедать бeловежские зубры. Что, разумеется, сулит потребителю недюжинные здоровье и силу, не в последнюю очередь, “по мужской части”. Главный компонент Зубровки, дающий ей специфические аромат и вкус, – гликозид кумарин, “ответственный” за запах свежего сена. Он содержится в большинстве травянистых растений, но именно в зубровке имеет одну из наибольших концентраций.

Часто утверждают, якобы Зубровка производилась на территории Речи Посполитой с XVI в., а к XVIII в. стала излюбленным напитком знати и крестьян. Более глубокое изучение документов показывает, что зубровка как коммерческий продукт появилась на рубеже 1880-х – 1890-х гг. Почти одновременно её начали выпускать Гнeзнeнская фабрика водок Болеслава Каспровича и знаменитая русская фирма «Шустов и сыновья». До этого времени никаких достоверных сведений о зубровке не имеется. Вероятно, до того, как попасть на рынок, Зубровка была распространена у беловежских егерей и лесников. Угощая ими аристократов, любивших в конце ХІЧ в. охотиться в Беловеже, они способствовали быстрому росту её популярности и престижа.

В советской Беларуси Зуброўка неформально считалась главным национальным алкогольным брендом. Командировочные возили её в Москву, «решая вопросы». Но выпускали её также в Литве, Украине, России. А в последние годы существования СССР монопольными правами на изготовление “Старки” и “Зубровки” завладела организация «Союзплодоимпорт». А белорусским производителям трудно и боязно оспаривать «право» российской организации на историческое наименование, возникшее в результате позднесоветского курьёза.

Ну, а на Западе почти везде права на Зубровку “застолбили” за собой польские производители. За последнюю четверть века они вывели некогда скромную пущанскую настойку в число мировых лидеров рынка крепкого алкоголя. Эксплуатируя прежде всего экологические мотивы, мифологию “пeрвобытной” Беловежской Пущи, полной мистики как амазонские джунгли. А сокращённо-фамильярноe Zu, под которым зубровку продвигают на американский рынок, намекаeт на Zoo – зоопарк. Главными гeроями этого таинственного мира выступают могучие зубры, а воображение позволяeт дорисовывать к ним совершенно фантастическую картину.

Западный потребитель пьёт крепкие напитки в основном в коктейлях. Польские производители учли это, продвигая Зубровку на мировой рынок. Самое известное сочетание – Зубровка и яблочный сок. В Польше такой напиток называют tatanka («бизон» на языке индейцев лакота). А в США саму зубровку – Bison grass vodka, а такой коктейль – Polish Kiss, «польский поцелуй»). В Великобритании этот коктейль называют Frisky Bison. Версия с соком чёрной смородины вместо яблочного называется Black Bison – «черный бизон». Поскольку есть все основания называть Зубровку также и белорусским, а не только польским, национальным напитком, а яблоки и смородина у нас тоже в достатке, вряд ли мы обязаны считать эти коктейли чуждыми нам. Вот только вопрос – как их называть, чтобы не повторять поляков? White Bison? Belarusian Kiss?