С возвращением спустя 100 лет!
27 марта в ресторане “Кухмістр” впервые в Беларуси прошла профессиональная дегустация крупников. Она была организована совместно с редакцией журнала “Культура Питья”.
Крупник – старинный белорусский напиток из водки, мёда и специй – в 2018 г. вернулся на отечественный рынок. Фактически, после более чем 100-летнего отсутствия. Большую роль в этом сыграла вышедшая годом ранее книга Алеся Белого «Сакатала Бочачка» об истории алкогольных напитков Беларуси. Свои версии крупника уже выпускают Минский завод виноградных вин и винокурня «Нарочь». Кроме того, «гаражные» версии для узкого круга ценителей изготавливают отдельные любители домашнего алкогольного творчества. В дегустации, помимо 2 упомянутых выше, участвовали также промышленный Krupnikas от литовского водочного гиганта Stumbras. И 3 любительских ликёра: 2 от архитектора Кирилла Крищановича («чёрный» крупник «Новогрудский ангел» и светлый гречневый) и ещё один – от автора книги «Сакатала бочачка»,
Вспомнить всё: забытое национальное достояние
Это, конечно, еще нельзя назвать «бумом». Так как за такое короткое время белорусский потребитель просто не успел привыкнуть к крупнику, как к напитку с глубокими национальными традициями. А ведь его пили герои и «Пинской шляхты» Винцента Дунина-Марцинкевича и «Шляхтича Завальни» Яна Борщевского. То есть, ключевых произведений школьной литературной программы. Массовый потребитель пока не успел разобраться во всех нюансах вкуса и имиджа крупника. Поэтому и нужны такие мероприятия. Полный отчёт о нём выйдёт в июньском номере «Культуры Питья». А пока скажем, что собравшиеся на дегустацию профессиональные знатоки алкоголя отметили, в частности, неожиданно широкую палитру вкуса любительских крупников по сравнению с промышленностями. Это открывает широкий простор для домашнего творчества. Также всем польстил более интересный вкус белорусских медовых ликёров в целом, по сравнению с литовским.
На рубеже 18-19 в. крупник возник именно в Беларуси. Но за советские годы, как и многие другие элементы национальной культуры, был практически утрачен. Зато сохранился в Польше и Литве и имеет и там и там репутацию национального напитка. Небольшими партиями его выпускают малые семейные предприятия также в США, Израиле и других странах.
К этой теме мы ещё обязательно вернёмся в следующих публикациях.