«Няма таго, што раньш было…»
Брусника, а точнее – блюда и напитки из неё, – в последние годы становится всё более редким «гостем» на столах белорусов. Не случайно властям приходится регулировать доступ в лес для её сбора. Официальный сезон стартует в разные даты в разных регионах, в зависимости от климатической зоны. Ещё в 1970-х годах эту благородную болотную ягоду в Беларуси заготавливали в промышленных масштабах. Централизованные закупки у сборщиков достигали 2 тысяч тонн ягод в год. И это – не учитывая того, что продавалось на рынках или съедалось самими любителями тихой лесной «охоты». А сейчас торговые организации совсем не закупают бруснику, – попросту нечего. Ибо весь сбор по стране оценивается, всего лишь, в 900 тонн в год. Меньше чем по 100 грамм в год на человека, «ни о чём». И ведётся он зачастую варварским способом, который совершенно не щадит ягодники. Горе-заготовители не задумываются даже о собственном будущем. На чём они будут зарабатывать завтра?
Дикая или культурная?
А ведь брусника собирается очень легко. Спелая – чуть ли не смахивается в ёмкость для сбора аккуратным движением ладони. Вероятно, отсюда пошло и название ягоды в большинстве славянских языков. «Брусить» по старославянски означает «гладить, точить, смахивать». Отсюда же слова «брусок» и «абрус» (скатерть по-белорусски). А вот латинское название vitis idaea дословно означает — «виноградная лоза с горы Ида». Имееется в виду высокая гора на острове Крит, когда-то известная своей брусникой. Ведь в Средиземноморье брусника растёт лишь высоко в горах, там где климат ближе к нашему. А вот по нашим представлениям – это прежде всего, болотная ягода.
Если бы все у нас собирали ягоду честно и бережно, она бы не переводилась. Впрочем, на Западе давно уже не полагаются на ответственность анонимного потребителя природных богатств. Там с 1960-х годов перешли к выращиванию брусники на плантациях. Голландия, Швеция, США, ФРГ – собирают на плантациях более 5, и даже иногда свыше 10 тонн с гектара. Это в 50-100 раз выше биологической продуктивности дикорастущих ягодников. Однако западный потребитель (кроме скандинавов) плохо знает эту ягоду, в отличие от клюквы. Поэтому производителям пока нет стимула наращивать объёмы. Ладно, западу всё равно, но ведь для нас эта ягода – важная часть традиционной культуры. Почему же мы ничего не делаем, чтобы её «приручить»?
Что готовят из брусники?
В старину бруснику очень охотно мочили на зиму, а также использовали её при консервации овощей и фруктов. Благодаря высокому содержанию бензойной кислоты она является здоровым натуральным консервантом. Издавна у многих народов севера и востока Европы известно сочетание брусники и груши в вареньях и конфитюрах. Это классическое сочетание любят не только белорусы, но и шведы, поляки, финны и многие другие. Даже при отсутствии сахара, когда-то бывшего очень дорогим, такой продукт отлично хранится. И используется не только как десерт, но и как гарнир (или соус) к мясным блюдам. А вместо сахара, в брусничное варенье или повидло, или просто в тёртую бруснику, раньше часто добавляли мёд. Уверены, – Вам бы очень понравился такой древний деликатес! Повсеместно любим, как и в старину, брусничный морс. Упомянутый ещё у Пушкина в «Евгении Онегине» как «брусничная вода». В Скандинавии очень популярен брусничный соус к мясным блюдам. (Особенно к оленине, лосятине и другой дичине).
А ещё есть разные соки, компоты, начинки для конфет — всех вариантов употребления брусники в кулинарии и не перечислить. Была бы сама ягода. Брусника изображена на гербе райцентра Шарковщина в Витебской области. Ведь в здешних болотах, самое знаменитое из которых — огромная Ельня, брусника всё ещё растёт в изобилии. А белорусская пословица так отзывается о молодой, пышущей красотой и здоровьем девушке или женщине: «Маладзіца – як брусніца». Давайте же все вместе думать над тем, как вернуть бруснику на столы белорусов и снова сделать её обычной и всеми любимой.
Например, весной-летом 2022 г. мы угощаем наших посетителей фирменным брусничным лимонадом. А также варим брусничное варенье, с добавлением вишни и… кайенского перца! Оно используется как компонент наших вареников с творогом и хвороста с ягодным пюре.
А прошлой осенью мы запускали такую новинку: кисель из брусники, с добавлением яблок и корицы. Очень тёплый по своей эмоциональной окраске напиток. Вероятно, будем его готовить и осенью 2022 г По технологии – это тот же морс, вроде нашего клюквенного, но с добавкой крахмала как загустителя. Корица вносит в белорусскую осень нотку тропической радости и беззаботности, а сама брусника располагает к неторопливым глубоким размышлениям над сущностью Бытия. Кухмістр – твой родны смак!